Китайские производители угрожают российской экономике
Китайские экспортеры при поддержке государства могут похоронить ряд отраслей российской экономики, включая все машиностроение, считают в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ). Авторы доклада предлагают начать антидемпинговые и антидотационные расследования и принять меры технического регулирования, затрудняющие работу китайским компаниям.
«Российско-китайское сотрудничество в существующем правовом поле несет в себе существенные экономические и социальные риски для России», — говорится в докладе. Китай наращивает экспорт в Россию, пользуясь господдержкой, что может привести к закрытию или резкому сокращению производства в автопроме, производства промышленного оборудования, а в перспективе — и черной металлургии.
По прогнозам экспертов ИПЕМ, уже в 2007 году Россия лишится положительного сальдо в торговле с Китаем. Эксперты ИПЕМ объясняют сложившуюся тенденцию, прежде всего, тем, что машиностроение, металлургия, ряд других отраслей, в соответствии со стратегией выхода Китая на мировые рынки были включены в список отраслей, которым оказывается целенаправленная государственная поддержка.
Как отмечается в сообщении пресс-службы ИПЕМ, правительство Китая выбрало в качестве экономического приоритета экспортную ориентацию экономики. Китай оказывает национальным производителям государственную поддержку в виде установления экспортных квот, прямого субсидирования высокотехнологичных отраслей через систему налоговых льгот и различных дотаций, льготного кредитования, включая практику выдачи «невозвращаемых кредитов», компенсации за счет средств государственного бюджета расходов на НИОКР и техперевооружение, привлечения прямых иностранных инвестиций. Также используются такие формы поддержки, как искусственное занижение курса юаня и защита китайского рынка высокими таможенными пошлинами.
«Общая сумма субсидий и преференций на поддержку китайской внешнеторговой экспансии достигает 7% китайского ВВП (в России — немногим более 0,7%). Кроме того, одним из главных преимуществ китайской экономики является низкая стоимость рабочей силы и земли, что существенно снижает издержки на производство любой продукции. Столь значительная господдержка не позволяет российским производителям на равных конкурировать с китайскими компаниями» — поясняет гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян.
«Экспансия китайской продукции уже сегодня создала ощутимую угрозу для развития всего машиностроительного комплекса России»”, — заявил Юрий Саакян “Ведомостям”.
Темпы поставок труб из КНР в первые пять месяцев 2007 года увеличились в восемь раз по сравнению с 2006 годом, говорит директор Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко, китайцы занижают ввозные цены на трубную продукцию на таможне.
По мнению Юрия Саакяна, наибольший ущерб в результате неравных условий конкуренции могут понести российская металлургия, автомобилестроение и нефтехимия. При существующих темпах развития китайской металлургии уже через несколько лет часть российских металлургических компаний может лишиться традиционных рынков сбыта, как и внутри страны, так и за рубежом. За первые 4 месяца 2007 года экспорт китайской стальной продукции в стоимостном выражении вырос на 170,5%. Объем поставок из Китая, например, насосно-компрессорных труб в Россию с 2004 по 2006 годы увеличился на 4587%.
Для российского автопрома китайцы представляют угрозу, но не катастрофическую, “учитывая низкое качество их машин”, говорит пресс-секретарь группы “ГАЗ” Владимир Торин. По словам аналитика ИФК “Метрополь” Александра Жукова, китайские автомобили будут составлять растущую конкуренцию российским производителям, хотя полностью заместить российский автопром не смогут. В 2006 году ввоз в Россию китайских транспортных средств вырос на 138% и составил 585,52 млн долл.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в 2006 году российско-китайский товарооборот вырос на 43,2% и составил 28,64 млрд долл. В 2006 году российский экспорт в Китай составил 15,75 млрд долл. (рост на 21,2%), импорт — 12,89 млрд долл. (рост на 79%). 90,52% российского экспорта в Китай — сырье, в том числе 53,92% — энергоносители, всего 1,4% — машины и оборудование (217 млн долл.). Статистика ФТС не учитывает поставки в КНР российского оружия, а по оценке Константина Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий, их объем в 2006 году составил не менее 1,5 млрд долл.
В российском импорте из Китая удельный вес машин и оборудования быстро увеличивается — с 17,2% (1,56 млрд долл.) в 2004 году до 29% (4,592 млрд долл.) в 2006 году. Быстро растут поставки в Россию бытовой электротехники, электроники и оборудования для связи — на 51,7% за 2006 год до 2,156 млрд долл.
Чтобы защитить российскую экономику, авторы доклада предлагают воспользоваться западным опытом: ввести импортное квотирование, антидемпинговые меры, добровольные ограничения экспорта. Предлагается также отменить преференционный режим торговли: во-первых, он позволяет китайцам избегать антидемпинговых и антидотационных расследований, а во-вторых, российская система преференций была предназначена для поддержки развивающихся стран, а Китай все меньше соответствует этому статусу, считает Саакян.
Авторы предлагают шире использовать методы технического регулирования: российским госкомпаниям и естественным монополиям следует покупать продукцию российских поставщиков в приоритетном порядке, пора ввести льготы для лизинговых компаний, покупающих российское оборудование.
Многие из предлагаемых мер, например, импортное квотирование, вступают в противоречие с обязательствами России по вступлению в ВТО, считает Ярослав Лисоволик из Deutsche UFG, в борьбе с китайским импортом Россия будет полагаться главным образом на антидемпинговые расследования и меры технического регулирования, которые пока что «недостаточно разработаны».
Opec.ru, по материалам: Ведомости, Росбалт, Вести
|